Дошкольник.ru
Педагогам
Праздники
Детям
Рукоделие
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Сервисы
|
Логопедия
Конспекты занятий по Логопедии
Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи о логопедии, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.
Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник.рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru
Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах!
Условия выдачи Сертификата публикации
Условия выдачи Свидетельства публикации
Как попасть в журнал
|
Логопедия
|
Автор: Алешина Елена Ивановна
|
28.02.2015 11:20 |
Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»
Подготовила: воспитатель Алешина Елена Ивановна МКДОУ д/с № 44 г. Саров, 2015
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»
В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условия формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося ребенка. Организуя занятие, игру воспитатель общается с заикающимся ребенком в доступной и привычной форме деятельности «на равных», завоевывает доверие ребенка, чем преодолевает его скованность и застенчивость. Тем самым побуждает ребенка к свободному речевому общению, отвлекая внимание от речевого дефекта. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося ребенка, вызывая встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы помогают чередовать виды речевой работы. |
Подробнее...
|
|
Логопедия
|
Автор: Кочкина Ольга Дмитриевна
|
24.02.2015 20:15 |
Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схематичное изображение, которое соответствует определенной информации. Использование мнемотаблиц способствует пониманию художественных литературных произведений, обогащению активного и пассивного словарного запаса, успешному заучиванию стихотворений различной сложности, а так же облегчает процесс автоматизации поставленных звуков. В данной работе представлены 3 текста, рассчитанные на возрастную категорию детей от 4,5 лет и старше, для автоматизации звука [л’] в связной речи, и соответствующие им мнемотаблицы. По желанию некоторые изображения можно раскрасить цветными карандашами. После каждого текста представлены вопросы.
Земляничная поляна |
Подробнее...
|
Логопедия
|
Автор: Людмила Романенко
|
24.02.2015 16:30 |
Логопедическое занятие "В гостях у белочки"
Учитель-логопед Романенко Л. Э.
Цели:
автоматизация звуков л-ль во фразовой речи, развитие тактильных ощущений, совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, интонационной выразительности речи, творческого воображения, координации движений, ловкости. Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, физическая культура, творчество, социализация.
ЛОГОПЕД — Дети, сегодня мы отправимся в гости к лесной жительнице. К кому — это пока тайна. В гости не ходят с пустыми руками, и мы возьмём с собой угощение. Оно находится в этом волшебном мешочке.
Игра «Волшебный мешочек» (на развитие тактильных ощущений). В нём находятся: свекла, яблоко, баклажан, слива, лук, лимон, апельсин. Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты и называют их. |
Подробнее...
|
Логопедия
|
Автор: Елена Куликова
|
23.02.2015 20:10 |
Семинар — практикум для воспитателей. Развитие общих артикуляционных упражнений.
Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной моторики в развитии детской речи, и познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать артикуляционную моторику ребёнка.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Поэтому неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.
Вопрос к воспитателям: что такое — артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Детям 3-х, 4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Регулярное выполнение артикуляционных упражнений помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов.
Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
Возьмите зеркала, сядьте поудобнее, выпрямите спинки и послушайте сказку.
Трудолюбивая божья коровка.
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
- Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко: — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, ребята тебе помогут.
Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Для этого нам надо хорошо потрудиться и сделать очень сложные упражнения для язычка.
Маляр. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.
Лошадка. Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок (2 раза).
А вот и пятнышко появилось.
Следующую страницу …
Грибок. Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.
Дятел. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»
Божья коровка так увлеклась работой, и не заметила, как произошло чудо — у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…
Молодцы!
Использованная литература:
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М: Из-во «Просвещение», 1998.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. Пособие – М.: Астрель, 2007.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
|
Логопедия
|
Автор: Соколова Ольга Геннадьевна
|
22.02.2015 21:16 |
Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Соколова О.Г. К.П. Н., учитель- логопед
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками.
Рассмотрим проблему: последовательность и значимость работы над речью при общем недоразвитии речи у дошкольников.
Основные направления работы логопеда:
- Формирование неречевых процессов
- Развитие речи ребенка.
- Формирование неречевых процессов.
(Ежедневно на каждом индивидуальном и групповом занятии):
1). Развитие дыхания
2). Развитие общей и специальной моторики
3). Развитие слухового внимания и фонематического слуха
4). Развитие ориентировок в пространстве
5). Развитие зрительного внимания и памяти
6). Развитие ориентировок в пространстве
7). Сенсорное воспитание ребенка.
- .2. Развитие речи ребенка:
1). Обучение правильной артикуляции и звукопроизношения: механическая постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах и фразовой речи.
2). Работа над лексическим запасом словаря ребенка.
3). Работа над синтаксическими конструкциями (предложение).
4). Формирование фразовой речи.
5). Развитие связной речи.
Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Он связан не только с недостаточностью пассивного и активного словаря ребенка, но прежде всего с недоразвитием двигательной активности органов артикуляции, недостаточностью фонематического слуха, ребенок нуждается в выработке точных движений артикуляционного аппарата. Детям постоянно необходимо непосредственное речевое общение со взрослыми носителями языка, а также со сверстниками.
Разнообразие предметов обстановки влияет на расширение представлений об окружающем мире, способствует накоплению и активизации словарного запаса, появлению разнообразных и интересных лексических форм, новых для ребенка.
Основные проблемы, с которыми встречается учитель- логопед в процессе коррекционной работы по устранению недостатков речевой деятельности
Основными направлениями работы логопеда являются:
- Развитие фонематического восприятия.
- Постановка звукопроизношения
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Накопление словарного запаса ребенка и активизация его на занятиях с воспитателем и логопедом, а также в повседневной жизни.
- Развитие грамматических навыков.
- Формирование связной речи.
- Устранение специальных ошибок в речи и при обучении чтению с помощью коррекционных заданий.
Работа по формированию речи начиналась со второй младшей группы, когда младшие дошкольники только поступили во вторую младшую группу. Учитывая, что у детей 3- 3,5 лет при поступлении в детский сад недостаточно сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, посещение туалета, принятие пищи, уборка игрушек и др.), но и речевые навыки, на которых строится повседневное бытовое общение, например, нет умения просить понравившуюся вещь или игрушку словами, отсутствует или ослаблена мотивационная сторона речевой деятельности, не заложена программа общения с другими детьми и взрослыми во время выполнения режимных моментов, лексико-грамматический строй речи находится в начальной стадии развития, а вследствие этого и игровая деятельность построена на уровне манипуляций с игрушками.
Мы построили работу логопеда, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой, на основе формирования правильного звукопроизношения, речевой артикуляции, фонации, а также накопления и активизации лексики детей.
Обследование речи у 27 дошкольников, перешедших из средней группы в старшую группу дошкольного образовательного учреждения, показало, что у детей системно не сформированы свистящие и шипящие звуки, сонорные и аффрикаты. 44, 4 % детей отличаются фонетико- фонематическим недоразвитием речи, у 18, 53% дошкольников наблюдаются смешения в речи свистящих и шипящих, а 14, 87% детей при поступлении в детский сад имели в медицинской карте отметку об общем недоразвитии речи.
Работа логопеда в дошкольных группах детского сада и с отдельными воспитанниками детского сада с нарушениями речи проводится в следующих направлениях:
1. Развитие фонематического восприятия ребенка.
С этой целью дифференцируются звонкие и глухие согласные звуки, слоги с этими словами произносятся утрированно и отрабатываются начиная со второй младшей группы в логопедических заданиях и упражнениях (Комар звенит: «З-З-З», а чайник свистит: «С-с-с», жук жужжит: «Ж-Ж-Ж», змея шипит: «Ш-Ш-Ш-Ш»), барашек кричит: «БЕ-БЕ-БЕ». Как показывает наша практическая работа, и в старшей, и в подготовительной группе данный вид упражнений также должен проводиться. На этих занятиях вырабатываем необходимые изолированные дифференцировки отрабатываемых звуков в слогах. Сходные упражнения проводим для различения звонких – глухих согласных, начиная с губных: «Ба- па, ба- па», далее – губно- зубных: «Да –та, да – та», заднеязычных: «Га –ка, га- ка», а также свистящих и шипящих: «Са-за, са-за, са-за-за», «Жа-ша, жа-ша, жа-ша- ша». Далее работаем над различением звонких – глухих согласных в коротких словах: «ЖИЛ-ШИЛ, ГОД-КОТ, БЫЛ-ПЫЛ» и предлагаем прочие упражнения для речевого тренинга на дифференциацию звонких и глухих согласных в слогах и словах (Во — Фо, До — То, Го –Ко, Вы — Фы, Ды – Ты, Жи – Ши, Сэ –Зэ, и др.).
При нарушениях фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте слоги с этими звуками закрепляются при обучении грамоте, при написании слогов печатными буквами, с опорой на зрительный образ звука — букву. Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора, что тесно связано со следующим направлением коррекционной работы.
2. Формирование правильного звукопроизношения и интонации. В случаях отсутствия, замены и искажения звука мы работаем над постановкой изолированного звука, механическим способом или по подражанию, его активизацией в слогах, словах и фразовой речи: «Сделай, как Вика»: «Р-Р-Р»; «Лиза, покажи Алеше, как сказать: «С-С-С», посмотрите, как я произношу звук: «Ш-ш-ш». Для достижения желаемого результата в коррекции речи вырабатываем утрированное произношение звука, добиваемся положительных эмоциональных реакций со стороны ребенка при общении с логопедом. (Громко, а потом тихо скажем: «ЛА-ЛА-ЛА, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ»). На групповых занятиях дети более успешно подражают своим сверстникам с хорошей артикуляцией, так как оценка другим ребенком очень важна для малыша, и он не хочет отставать от своих друзей по группе, поэтому постановка правильного произношения принимает вид обучающей игры.
Немаловажное значение имеет в этом виде работы артикуляционная гимнастика, но еще важнее — начать артикуляционную гимнастику индивидуально или на занятии в подгруппе с простого упражнения — улыбка- трубочка, а также можно закончить коррекционное занятие именно этим упражнением. Повтор данного упражнения вызывает непосредственную добрую реакцию детей на занятие, они охотно демонстрируют свои речевые достижения логопеду не только во время занятий, но и в повседневной, обычной, обстановке, а также повторяют их перед родителями и другими детьми. Отработка правильного звукопроизношения по схеме ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ дает положительный результат с теми детьми, чей фонематический слух сохранен. При нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не всегда могут быть выделены четко, поэтому данное направление коррекционной работы связано со следующим направлением:
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
В этом виде работы объединяем звуки и слоги в слова, разъединяем слова и делим их на слоги, образуем новые слова, соединяем слова в предложения, расширяем сферу деятельности ребенка на синтаксических конструкциях.
Для зрительного закрепления отбираем по картинкам слова на данный звук, придумываем слова на данный звук или заданный слог, делим слова на две группы по наличию в них глухого и звонкого согласного (именно в этом виде коррекционной работы применяем шесть пар глухих и звонких согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, подбирая к ним слова: ЗУБ-СУП, КОД-КОТ, РОД-РОТ, ПЛОТ-ПЛОД, и др.) При выявлении ошибок в письменной речи на начальной стадии обучения письму, что характерно для подготовительной группы, мы дописываем с детьми буквы и слоги в начатых логопедом словах. Разделяем с дошкольниками слова на части – слоги (ЗИ – НА, РУ- КА, ГУ –СИ). Учим детей синтезировать различные слоги в слова (СА, ША, БАШ, НЯ, РА. МА, СА. НИ), образуем из них новые слова.
Интегрируем в работу с речевым звуковым, слоговым, лексическим материалом для дошкольников более сложные задания на синтаксическом материале, которые не только доступны для детей младшего и среднего дошкольного возраста, но и с восторгом ими воспринимаются. Например, применение схем предложений, по которым предложения составляются и, наоборот, разбираются (----- ------ -----. Образец: Мама любит дочку. Зоя мыла посуду, и др.) В качестве схемы можно поставить на стол логопеда три ярких кубика, составлять с детьми предложение, поочередно показывая на каждый кубик. Додумываем предложения (Лиза пришла к… Сережа залез под…/ Коля играл в…). Изменяем деформированный текст (Лесу медведи живут в. Пчела летит медом за.). Для правильного проведения звукового анализа и синтеза необходим такой вид работы, как накопление, обогащение словарного запаса и активное применение его на занятиях и в обычной жизни.
4. Накопление словарного запаса ребенка и его активизация в процессе коррекционного занятия.
Для решения этой задачи учим детей разным способам образования новых слов: с помощью приставок и одного корня (по-, до-, вы-, со- ШЕЛ), с помощью одной приставки и разных корней (ЗА-, нес, вел, бежал, шил); подбора однокоренных слов (ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИК), даем чтение отрывков из произведений, коротких рассказов и их пересказ, предлагаем ответить на вопросы по картине, составление рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картинок, составление рассказа на тему «Как я провел утро в детском саду», «Воскресный день» и т.д. Данная работа тесно связана со следующим направлением коррекционных занятий по развитию речи.
5. Развитие грамматических навыков.
Сюда входит работа по формированию грамматических форм языка, а в старшем дошкольном возрасте — составление словосочетаний, изменение слов и их образование, а также построение, распространение и сокращение предложений, применение предлогов для грамотного звучания и связи слов в предложениях. Начало работы по изменению и формированию грамматических форм языка начинается с определения единственного — множественного числа. игра: "Назови, сколько": КОЛЕСА. ОБЛАКА, ТАРЕЛКИ, РУЧКИ, СТОЛЫ, ИГРУШКИ, ПЛАТЬЯ И ДР.
В процессе лексической работы логопед уделяет внимание изучению несклоняемых существительных: ПАЛЬТО, КАКАО, ПИАНИНО. РАДИО, потом — словам с беглыми гласными в существительных множественного числа. Игра "Назови двух": ОГОНЬ- ОГНИ, ЛЕВ- ЛЬВЫ, КУСОК — КУСКИ, ЗАМОЧЕК — ЗАМОЧКИ, КРЮЧОЧЕК — КРЮЧОЧКИ И ДР.
Особенную трудность для дошкольников представляют слова с чередованием гласных: УХО — УШИ, ДРУГ — ДРУЗЬЯ, СНЕГ — СНЕЖКИ, И Т.Д. Изучаются имена существительные мн. числа с основой на мягкий звук: стулья, деревья, крылья, перья, далее — слова с непродуктивными суффиксами: ТЕЛЯТА, ЗВЕРЯТА, РЕБЯТА.
6. Формирование связной речи.
Задача развития связной речи, как одна из задач коррекционной работы, включает в себя пересказ прочитанного текста, описание, составление самостоятельного рассказа, сказки-фантазии. Для того, чтобы ребенок справился с поставленной задачей, логопеду необходимо предложить детям план данной речевой деятельности: сначала расскажите, как начинался рассказ, кто главный в рассказе, затем – что сделал главный герой, в каких трудных условиях он оказался, и как поступил в этой ситуации. Как бы вы поступили на месте главного героя? План включает в себя основные опорные понятия и логические акценты, на которые можно опираться во время пересказа или составления своего текста. После того, как предложен план, педагог дает образец своего описания, рассказа, пересказа, сказки.
Таким образом, после года занятий с логопедом у детей дошкольного возраста существенно изменяется фонетическая сторона речи, формируются лексический запас, синтаксические навыки. У детей создается положительная эмоциональная реакция на коррекционные занятия, им нравится воспроизводить звуки родной речи на игровом материале, а при условии опоры на образец речи детей с правильным произношением и началом обучения письму сочетание образов звука и буквы формируется более устойчиво. При неоднократном показе детьми с правильно сформированным звукопроизношением того или иного звука ускоряется динамика овладения фонетической стороной речи. Период от 3 до 4 лет является благоприятным для овладения звуковым и лексическим составом речи, а в возрасте от 4 до 6 лет начинаются процессы словотворчества, изучения словосочетаний и синтаксических конструкций у значительной детей с общим недоразвитием речи. При этом речевой анализатор является опорным в развитии психической деятельности детей.
Тема: Развитие речи детей в младшем школьном возрасте при общем недоразвитии речи.
Соколова О.Г.
Учитель – логопед высшей категории,
кандидат педагогических наук, директор МБДОУ детский сад №2 «Золотая рыбка».
Г. Долгопрудный, 2013 год
Устранение специальных ошибок в письменной речи и при чтении с помощью коррекционных заданий.
В начальной школе на первоначальном обследовании устной и письменной речи учащихся мы выявили 25, 79% школьников с различными формами дисграфии, которые проявлялись как в самостоятельном виде, так и сочетались с дислалией и дислексией. Наиболее распространенными ошибками на письме были пропуски, искажения, замены букв, слов и предложений. Наша работа по устранению таких специальных ошибок, не связанных с незнанием правил грамматики, безграмотностью или другими причинами начиналась с упражнений на тренировку внимания. Система работы строилась по схеме ФОНЕМА-БУКВА-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ и дифференцировалась по группам нарушений. Коррекционная работа начинается с фонематических дифференцировок на звонкие- глухие согласные звуки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, слоги с этими звуками закрепляются в письменной речи учащихся. Формирование фонематического восприятия и различения фонем проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора (звуки проговариваются): БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, ВЭ-ФЭ, ВЫ-ФЫ, ВА-ФА, ЖИ-ШИ-ЖУ-ШУ, ЖА-ША и т.д. На этом этапе вырабатываем у детей утрированное произношение нужного звука в устной форме, добиваемся положительной эмоциональной реакции на подобный вид работы не только при индивидуальном контакте, но и при фронтальной работе. Развивая у детей умение выделять звуками трудные буквы, приучаем школьников в письменной речи совершенствовать этот навык при звуковом анализе и синтезе:
- Дописываем буквы и слоги в слова: РУ-КА, КОРОБ-КА, ОБЛА-КА, КНИ-ГА, НО-ГА, СТО-ГА, ВЬЮ-ГА и др.
- Разбираем со школьниками слова по составу и, наоборот, образуем новые слова согласно схемам: ВЕ-РА: --- ---; ДО- МИК: --- --- И ДР.
- Придумываем слова на заданный звук (Б, П,Р,К, Ф, Г, Д и т.д. и записываем их)
- Расчерчиваем лист тетради на два столбца и делим заданные слова по наличию в них звонкого или глухого согласного: БАЛКА-ПАЛКА, КОЗА-КОСА, КОД-КОТ, ГОД-КОТ, ДОМ-ТОМ и др.
- Работая над анализом слов, предлагаем заменить одну букву на другую, например, И на Ы: НИТЬ, ПИЛИЛ, ПИЛИ, ВИЛИ, ЗАБИТЬ.
- Прочитать и записать слова, вставляя вместо пробелов буквы Ы или И: СЛ-В-, ПТ-Ц-; М-Ш-; Р-Б-; В-ЛК-; В-ШН-; Н-ТК-; Л-Ж-; Ж-Р-.
- Образовать множественное число имен существительных: РАМА-РАМЫ, СТЕНА-СТЕНЫ, МОРЖ – МОРЖИ, ШАРФ – ШАРФЫ, КОМ – КОМКИ, ДОМ –ДОМА.
- Вставить гласные в окончания имен существительных: ПОДОЙТИ К ОПУШК…, К СЕЛ…, К СТРОЙК…, К МОР …
После проведения коррекционной работы младшие школьники с нарушениями зрения начинают более грамотно писать, стараются анализировать свою письменную речь, уменьшается количество ошибок, а навыки письма автоматизируются. |
Логопедия
|
Автор: Шмайлюк Лилия Алексеевна
|
21.02.2015 15:58 |
«У бабули во дворе» по лексической теме: «Домашние животные» (итоговое занятие)
Конспект логопедического занятия во 2-й младшей группе с использованием интерактивной доски
Цель: Закрепить знания детей полученные в процессе обучения.
Задачи:
Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах;
Развивать любознательность, память, внимание;
Обогащать словарный запас;
|
Подробнее...
|
Логопедия
|
Автор: Румянцева Елена Юрьевна
|
21.02.2015 10:49 |
«Ребенок в мире изобразительного искусства»
Картотека дидактических игр Программа «Детство»
Декоративно-прикладное искусство
Дидактическая игра "Найди пару"
Цель: развитие представлений о декоративно-прикладном искусстве, его характерных особенностях; развитие внимания, пространственных представлений, умения выделять контур изображения.
Материал: цветные изображения предметов декоративно-прикладного искусства, контурные силуэты к ним
Ход игры: |
Подробнее...
|
Логопедия
|
Автор: Наталья Зорина
|
21.02.2015 10:21 |
Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Целью моей работы является помощь, которую можно оказать детям с нарушениями речи. И одним из методов коррекции речи – является логопедическая гимнастика. Логопедическая гимнастика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического восприятия. Нарушения речи преодолеваются, как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения. Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнею историю. В конце XIX века начался этап эксперементально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давлении. Во время слушания музыки меняется электрическая активность мозга, улучшается память. В то же время движение издавна использовалась в качестве лечебного и профилактического средства. Позже в науке появился специальный термин – кинезитерапия ( лечение движением). Итак, три кита, на которых строится логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушения произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов. Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать, процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учит передвигаться и ориентироваться в пространстве, а это в дальнейшем позволит сформировать у ребенка рефлекс сосредоточия, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Цель логоритмических занятий: Расширение словаря детей; Отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус. Направления логоритмической работы. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизации всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Занятия по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также и воспитатель, работающий с данной группой детей. Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием. Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позврляющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды памяти и внимания. Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми. Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает три этапа: Подготовительный; Этап формирования первичных произносительных навыков; Этап формирования коммуникативных навыков. На подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие: - Общих речевых навыков – дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движением – «звуковая зарядка»);
- Упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а за тем и на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов с сохраненными у детей согласными;
- Артикуляционные и мимические упражнения;
- Игры на развития всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой – поначалу на музыкальном, а затем речевом материале);
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различию шумовых, а затем музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а также расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)
- Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
- В качестве отдыха между двигательными упражнениями детям могут быть предложены задания по слушанию инструментальной и вокальной музыки с дальнейшим ее обсуждением.
На втором этапе формирования первичных произносительных умений (постановка звука и его автоматизация сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах) на логоритмических занятиях в основной их части проводятся следующие упражнения: - На выработку длительного направленного выдоха (например под музыку, с метрическим акцентом);
- Упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде; затем в слогах ( например, в виде звукоподражаний), в сочетании с движениями, как мелкими, так и общими;
- Речь с движением, чтения чистоговорок, стихов, а также мелодекламация и пение простых попевок, включающих многократно повторяющиеся слова, содержащие автоматизируемые в данный период звуки;
- Развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха (для сравнения детям дают сначала слова и слоги, и лишь затем звуки, близкие в акустическом отношении);
На третьем этапе формирования коммуникативных умений(Автоматизация звука в предложениях и введение его в свободную речь детей) используются дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками, - это могут быть разнообразные стихи, песни, считалки, народные потешки и т.п. На завершающем этапе автоматизации звука можно вернуться к хорошо знакомым детям играм, но использовать при этом достаточно сложный речевой материал. Например, можно провести игры на развитие различных качеств голоса( проговаривание одной и той же фразы тихо и громко, высоко и низко, в разном темпе). Следует отметить, что на любом этапе логоритмической работы с детьми, имеющими диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи проводятся упражнения на совершенствование внимания и памяти, чувства ритма и музыкального слуха, навыков ориентации в пространстве, координации движения с музыкой и словом, задания на расслабления различных групп мышц по контрасту с напряжением. Эти упражнения предлагаются детям в виде речи с движением, подвижных и пальчиковых игр, танцев, упражнений с игрой на детских музыкальных инструментах и пением. |
Логопедия
|
Автор: Козырь Наталья Валерьевна
|
20.02.2015 23:28 |
Сентябрь «Машины сигналят»
- сомкнуть губы.
- разводя руки в стороны, вдох носом.
- слегка надавливая на середину верхней части груди, на выдохе произнести «би-и-и».
«Гуси шипят» - сомкнуть губы.
- руки в стороны, сделать вдох носом.
- наклон вперед, вытягивая шею, на выдохе произнести «ш-ш-ш-ш».
«Муха» - сомкнуть губы.
- руки в стороны, сделать вдох носом.
- помахивая кистями, на выдохе произнести «з-з-з-з».
«Мяч сдувается» - сомкнуть губы.
- развести руки в стороны, сделать вдох носом.
- медленно соединяя руки, на выдохе произнести «с-с-с-с».
Упражнение можно объединить с упражнением «Надуй шарик». Игра «Мяч» (диафрагмалъное (брюшное) дыхание в положениях сидя и стоя) Ребенку дают в руки большой мяч и говорят: «Посмотри, какой большой и круглый мяч. Попробуй надуть такой же своим животом. Сомкни губы, выдохни носом и начинай надувать». Руки ребенка кладут на живот с двух сторон и при малейшем движении живота активизируют ребенка: «Еще, еще больше». Соревновательный момент «У кого мяч больше?» используется при обучении детей подгруппой. Взрослый оценивает надувные мячи и говорит, у кого он больше - тот и выиграл. Октябрь «Самолеты» - сомкнуть губы.
- разводя руки в стороны, вдох носом.
- слегка наклонившись вперед, на выдохе произнести «у-у-у-у».
«Дразнилки» - сомкнуть губы.
- сделать вдох носом.
- дрожа кончиком языка по верхним зубам, на выдохе произнести «л-л-л-л».
Усложнение: большой палец левой руки приставить к носу, большой палец правой руки - к левому мизинцу, пошевелить пальцами. «Жук» - сомкнуть губы.
- лечь на спину, поднять руки и ноги вверх, сделать вдох носом.
- подергивая конечностями, на выдохе произнести «ж-ж-ж-ж» («жук не может перевернуться»).
«Змея» - сомкнуть губы.
- руки соединить ладонями перед грудью, пальцы вперед («голова змеи»), сделать вдох носом.
- поворачивая «голову» направо-налево, на выдохе произнести «ш-ш-ш-ш».
«Отбойный молоток» - - сомкнуть губы.
- - «взять в руки отбойный молоток» для вскрытия асфальта, вдох носом.
- - наклоняясь вперед, на выдохе произносить быстро и долго «ды-ды-ды-ды». Игра «Гармошка» (грудное дыхание: в положении лежа на спине, руки на груди, затем сидя и стоя.)
Предварительно детей знакомят с гармошкой: как она раскрывается и закрывается. Руки ребенка кладут на грудь или на ребра с боков. После выдоха носом с сомкнутыми губами просим его сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку, - «гармошка раскрывается», затем выдох, во время которого грудная клетка сужается, - «гармошка закрывается». Ребенок должен почувствовать движение грудной клетки. Ноябрь «Коровки» - сомкнуть губы.
- руки вверх к голове («рожки»), вдох носом.
- наклон вперед, на выдохе произнести «му-у-у-у».
«Шлагбаум» - - сомкнуть губы.
- - правую руку вверх, левую - влево сделать вдох носом.
- медленно поменять положение рук, на выдохе произнести «тыр-р-р-р». «Тигрята, львята» - сомкнуть губы.
- руки перед грудью ладонями вперед, вдох носом.
- сгибая-разгибая пальцы, как «когти», на выдохе произнести «р-р-р-р».
«Песенки» - сомкнуть губы.
- разводя руки в стороны, сделать вдох носом.
- опуская руки, на выдохе пропеть «а-я-а-а» (а-я, у-ю, о-ё, и-е) Игра «Надувная игрушка» (полное дыхание - вдох животом и грудью, задержка дыхания и полный выдох.)
Предварительная работа: сам ребенок или взрослый надувает и сдувает любую надувную игрушку. Затем ребенок ложиться на спину, одну руку кладет на грудь, другую на живот. Просим его сделать выдох носом и, медленно вдыхая, надувать сначала живот, по-том грудь - «игрушка надувается». После этого «игрушка медленно сдувается»: сначала втягиваем грудь, затем живот. Прерывистый (толчкообразный) вдох и выдох нежелательны. Декабрь «Заблудились» - сомкнуть губы.
- приподнимая плечи, сделать вдох носом.
- поднести руки к губам, повернувшись направо, на выдохе произнести «а-а-у-у-у-у».
«Поезд» «Гудок»: - - сомкнуть губы.
- - правую руку вверх, пальцы в кулак, вдох носом.
- - медленно опуская руку, на выдохе погудеть: «гу-у-у-у».
«Поехал»: ходьба с круговыми движениями согнутых в локтях рук и произнесением «чух-чух-чух». «Остановка»: остановиться, произнести «ш-ш-ш-ш». «Колокольчики» 1. сомкнуть губы. - перенести вес тела с одной ноги на другую, сделать вдох носом.
- продолжая движение, на выдохе произнести «динь-нь-нь», «дон-н-н».
«Будильник» - сомкнуть губы.
- сделать вдох носом.
- слегка потряхивая прямыми руками вниз и подергивая плечами на выдохе произнести
«дзынь-нь-нь». «Каша кипит» - сомкнуть губы.
- одна рука к плечу, другая вверх, пальцы в кулаки, вдох носом.
- меняя положение рук, на выдохе произнести «уф-ф-ф-ф». «Ветерок»
- - сомкнуть губы.
- - вдох носом.
- - подуть на вертушку, ленточку, лист бумаги, носовой платок, бабочку, снежинку, удерживаемые в расправленном виде за верхние углы, так, чтобы они взлетели. Дышать только носом.
Январь «Замерзли» - сомкнуть губы.
- разводя руки в стороны, сделать вдох носом.
- обхватить себя руками за плечи, на выдохе произнести «з-з-з-з».
«Перышки. Пушинки» - - сомкнуть губы.
- - вдох носом.
- - дуть на перышко или пушинку, подвешенные на нитке или подброшенные вверх, чтобы они летали.
Вариант: дуть на вырезанную из фольги бабочку или снежинку. «Лыжник» 1.сомкнуть губы. 2. одна рука вперед, другая - назад, сделать вдох носом. 3. «пружинки» со сменой положения рук, на выдохе произнести «ш-ш-ш-ш». «Дразнилки» - сомкнуть губы.
- сделать вдох носом.
- дрожа кончиком языка по верхним зубам, на выдохе произнести «л-л-л-л».
Усложнение: большой палец левой руки приставить к носу, большой палец правой руки - к левому мизинцу, пошевелить пальцами. «Колыбельная» 2 - сомкнуть губы. 3 - сделать вдох носом. 4 - через нос пропеть любую спокойную мелодию, как будто колыбельную, покачиваться вперед назад или вправо - влево. Февраль «Петушок» - сомкнуть губы.
- разводя руки в стороны, сделать вдох носом.
- опуская руки, похлопать себя по бедрам, на выдохе произнести «ку-ка-ре-ку-у-у-у».
«Лошадка» «Поехала»: - сомкнуть губы.
- сделать вдох носом.
- на выдохе произнести «фыр-ф-ф-ф», ходьба высоко поднимая колени, цокая язычком.
«Остановка»: - - сомкнуть губы.
- - вдох носом.
- - сгибая руки к груди, на выдохе произнести «тпр-р-р-р». «Машины едут»
1.сомкнуть губы. 2.руки перед грудью, как будто держат руль, вдох носом. 3.имитировать вращение руля, произносить «в-в-в-в». «Кошечка мурлычет» - сомкнуть губы.
- - сделать вдох носом.
- - поглаживая себя по голове и плечам, на выдохе произнести «мур-р-р-р».
«Насос» - сомкнуть губы.
- - сцепить пальцы в «замок», поднимая руки вверх, сделать вдох носом.
- - медленно опуская сцепленные руки, сделать наклон вперед, на выдохе
произнести «с-с-с-с-с-с». «Мыкалка» 1- сомкнуть губы. - - вдох носом.
- - правым указательным пальцем прижать правую ноздрю, на выдохе произносить «м-м-м-м», опуская и прижимая ноздрю. Повторить для левой ноздри.
Усложнение: выполнить упражнение одной ноздрей, вторую зажав пальцем. Март «Волчата» - сомкнуть губы.
- медленно поднимая подбородок вверх, сделать вдох носом.
- на выдохе повыть: «у-у-у-у».
«Тише» - - сомкнуть губы.
- - сделать вдох носом.
- - поднести правый указательный палец к губам, на выдохе произнести «тс-с-с-с». «Моторчик»
- - сомкнуть губы.
- - руки согнуть перед грудью, сделать вдох носом.
- - вращая одну руку вокруг другой, на выдохе произнести «дыр-р-р-р».
«Дуй - кати - ползи» Выполнять с городком. - - встать на предплечья (колени), положить перед собой городок, сомкнуть губы.
- - сделать вдох носом.
- - дуть на городок сзади снизу так, чтобы он катился, и ползти за ним 3 - 4 м.
Усложнение: вариант «Кто быстрее». «Сирена» - - сомкнуть губы.
- - правую руку вверх, сделать вдох носом.
- - круговые вращения рукой над головой, на выдохе через нос имитировать сирену машины «скорой помощи» или пожарной машины.
Апрель «Козочки» - сомкнуть губы.
- руки вверх к голове («рожки»), вдох носом.
- с наклоном вперед на выдохе произнести «ме-е-е-е».
«Барашки» - - сомкнуть губы.
- - руки вверх к голове («рожки»), вдох носом.
3-с наклоном вперед на выдохе произнести «бе-е-е-е» «Ворона» - сомкнуть губы.
- - руки назад, сделать вдох носом.
- - помахивая кистями, на выдохе произнести «кар-р-р-р».
«Комарики» - - сомкнуть губы.
- - поднимая руки в стороны, сделать вдох носом.
- - руки чуть назад, прогнуться, на выдохе помахать кистями и произнести «и-и-и».
«Солнечный зайчик» «Поймали»: 1 - сомкнуть губы. - потягиваясь руками вперед, соединить ладони, сделать вдох носом. «Отпустили»: 3 - раскрыть ладони, подуть на них, сделав губы трубочкой. Дышать только носом. «Хомячки» - - сомкнуть губы.
- - вдыхая носом, надуть щеки.
- - ходить по группе, выполняя задания, дышать только носом.
Май «Дудочка» - сомкнуть губы.
- руки вперед вверх к губам, вдох носом.
- пошевелить пальцами, на выдохе произнести «ду-у-у-у».
«Песенки» - сомкнуть губы.
- разводя руки в стороны, сделать вдох носом.
- опуская руки, на выдохе пропеть «а-а-а», или «о-о-о» и т. д. (а, о, и, у)
«Пчелы» - - сомкнуть губы.
- - руки в стороны, сделать вдох носом.
- - помахивая кистями, на выдохе произнести «ж-ж-ж-ж».
«Надуй шарик» - сомкнуть губы.
- - представить, что мы берем в руки шарик, поднести его ко рту, сделать вдох носом.
- - подуть в шарик, медленно разводя руки в стороны, губы трубочкой.
Повторить, пока не «надуем шарик» «Вниз» - - сомкнуть губы.
- - поднимая руки через стороны вверх, сделать вдох носом.
- - опуская руки, на выдохе произнести «вни-и-и-из». «Нюхаем цветы»
Выполнять с искусственным цветком. - - сомкнуть губы.
- - 5 - вдыхать носом «аромат цветов».
- - 7 - выдыхать носом.
Упражнение можно выполнять, ползая на ладонях (коленях) или шагая по комнате |
Логопедия
|
Автор: Екатерина Фомичева
|
20.02.2015 11:47 |
Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»
В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка), тем оно эффективнее. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
- непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению: - не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
- не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
- и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.
Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка. Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: - ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.
Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители, Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей». Задачи: - Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
- Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
- Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.
Ожидаемые результаты: - Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
- Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
- Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели Проектная деятельность осуществляется в три этапа. 1 этап — подготовительный (информационно-аналитический). Содержание первого этапа: - Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
- Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
- Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
- Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
- Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко».
2 этап — основной (практический). Содержание второго этапа: подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников. - проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. 3 этап — заключительный (аналитический). Содержание третьего этапа: - Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
- Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
- Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
- Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.
Список литературы: - Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
- Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
|
Логопедия
|
Автор: Светлана Анисимова
|
19.02.2015 02:47 |
Тема «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Мастер- класс для педагогов специализированных групп
Категория участников: педагоги специализированных групп
Цель: обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи,
посредством демонстрации методов и приемов работы при активном
участие педагогов.
|
Подробнее...
|
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>
|
Страница 46 из 66 |
|
|